Педагогическая технология «Дети
волонтёры»
В настоящее время педагогические
коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому
основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые
оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Дошкольный
возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные
дети живут и развиваются в совершенно новых социо -культурных условиях.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в
семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных
детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка
в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В
детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-
волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь
старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить
малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство
- это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего
инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение
ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им
.Волонтерство
- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не
материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Цель
технологии «Дети волонтёры»
это
развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого,
является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией
и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному
взаимодействию с другими людьми.
Задачи
педагогической технологии
«Дети
¬ волонтёры» следующие:
Развитие
самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в
разновозрастном коллективе
Создание
такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового,
позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим
Возможность
проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по
совместной деятельности
В
детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая
разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На
первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить
малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по
настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском
саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение
«взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных
задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность,
получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается
самооценка, уверенность в себе.
Для
организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент
предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например:
дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в
сюжетно¬-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре.
Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться
или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно
удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда
старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского
сада в помещении или на прогулке.
А
так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими
детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
Организовать
«Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим
программам:
«Научим
малышей играть»,
«Научим
разрешать конфликты»,
«Научим
одеваться»,
«Знаем,
как помочь в проведении занятий».
И
самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально
отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы,
происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех
педагогов