С каждым годом интенсивность транспорта на дорогах России
возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных
происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей .Поэтому
важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление
дошкольников с правилами травматизма на дорогах играет ознакомление
дошкольников с правилами дорожного движения. Педагогами нашего детского сада
ведется в этом направлении большая работа.
Правила дорожного движения едины для детей и
взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчет на детей. Известно,
что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с
самого раннего возраста мы учим детей правилам дорожного движения. В этом
принимают участие наши родители, все специалисты и воспитатели, школа ,а
также все окружающие ребенка люди.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения
на дорогах мы осуществляем несколькими путями. Прежде всего – через
непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно
знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимают и называют предметы,
явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируют эти
отношения и делают выводы.
Второй путь – познание действительности через
рассказы родителей, воспитателей, через занятия, чтение художественной
литературы, просмотры телевизионных передач и видеофильмов, через подвижные
игры.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим
воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий
уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил
безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.
Поэтому главная задача воспитателей доступно
разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл
опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей
необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
В нашем детском саду проведена большая работа по
ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения: беседы, обсуждения
ситуаций, наблюдения, экскурсии , заучивание стихов, чтение художественных
текстов настольные дидактические игры. Для большей заинтересованности детей
правилами дорожного движения изготовлялись атрибуты для сюжетно-ролевых игр по
ПДД, дидактические пособия. Постоянно пополняется развивающая среда для
обучения основ безопасности дорожного движения в группах : макеты улиц города,
наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
Особое внимание уделяется работе с родителями
наших воспитанников.
В начале учебного года проводится анкетирование
родителей на тему: «Я и мой ребенок на улице города». Из данного анкетирования
мы узнаем отношение родителей к правилам дорожного движения. Результаты
анкетирования показали, что существует необходимость изучения правил дорожного
движения не только в детском саду, но и дома с родителями. В ходе беседы
выяснилось, что не всегда родители переходят проезжую часть по пешеходному
переходу, руководствуясь зеленым сигналом светофора, не все родители
объясняют детям значение дорожных знаков.
Активное участие родителей проявляется в такой
форме совместной работы взрослых и детей, как создание стенгазет, фотогазет,
фотоальбомов. В течение учебного года проводятся общие праздники,
развлечения с родителями «Добрая дорога детства», «Дорожная грамота» Такие
праздники доставляют огромную радость детям.
Педагогам необходимо знать правила дорожного
движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой
детей по улицам, дорогам и в транспорте.
Группу детей разрешается водить только по
тротуару или левой обочине, не более чем на два ряда, в сопровождении трех
взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.
Переходить улицу разрешается только в местах, где
имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения
тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым
красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих
улицу, до тех пор ,пока дети не пройдут.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения
детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными
объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам
обучения: наблюдения, экскурсиям, целевым прогулкам, во врем которых дети
изучают на практике правила для пешеходов , наблюдают дорожное движение,
закрепляют ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и
дорогах – для детей слишком сложное явление чтобы ориентироваться в нем самостоятельно.
Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий.
Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла
наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.
Работа по ознакомлению с правилами
дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с
детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных
видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный
перечень занятий , в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи,
изобразительная деятельность , конструирование.
Задачи работы по ознакомлению с ПДД в разных возрастных группах
1 младшая группа.
На 3-м году жизни дети могут ориентироваться лишь
в привычной для них обстановке В пределах групповой комнаты они усваивают
понятия «близко – далеко» , «низко –высоко», «большой – маленький». Поэтому в
работе с детьми 1 младшей группы, важное значение имеет дальнейшее формирование
пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости
(лист бумаги, стол).
В течение года дети должны научиться различать
легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину,
колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводить с детьми
наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний
детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением
разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на
вопросы: «Какие машины едут», «Кто управляет автомобилем».
2 младшая группа
С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по
расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в
пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверх», «близко»,
«далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность
детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют
развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные
знания правил дорожного движения.
Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром,
некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых
автомобилях, автобусах , троллейбусах. Грузы возят на грузовых машинах.
Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину. Большое внимание
уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и
физкультурных занятиях. Воспитатель подбирает книги иллюстрированные
яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их
назначение, рассказывает о разных частях автомобиля. Большое место в
ознакомлении детей 4-го жизни с некоторыми правилами дорожного
движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и
пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся
узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи в окружающем.
Средняя группа.
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжать работу по
развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых
прогулок.
Воспитатель должен познакомить детей с
трудом водителей некоторых видов транспорта. С целью обогащения опыта детей,
закрепления их представлений транспорта на целевых прогулках проводятся
наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и
отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей знакомят с конкретными
правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала
светофора, объясняют правила поведения пешеходов : ходить по улице спокойным
шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по
переходу , при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами
«проезжая часть», «одностороннеее и двустороннее движение», «пешеход»,
«наземный (подземный) переход».
Старшая группа.
В предшествующих группах дети знакомились с
некоторыми правилами дорожного движения, в старшей группе представления детей
уточняютс я и дополняются.
На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о
проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками
(«Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания» , «Телефон», «Место
стоянки», «Пункт медицинской помои») Дают более полные знания о правилах для
пешеходов и пассажиров:
- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;
- идти следует по правой стороне тротуара;
- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка
и указатели перехода;
- при двустороннем движении смотрят вначале влево, а дойдя до середины
–направо;
- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;
- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;
- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать
остальными пассажирам.
Подготовительная группа.
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами
дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях,
экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены
будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить
улицу. К этому его надо подготавливать.
Прежде всего в подготовительной к школе
группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах
дорожного движения, полученные в других группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет проводят наблюдения за движением транспорта,
работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе
сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на
улице.
Продолжается знакомство с назначением дорожных
знаков и их начертанием. Детей подготовительной к школе группы знакомят с
новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей);
- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны
пользоваться только ими,
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедитьс я в полной
безопасности . Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода
дороги можно только, при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при
разрешающем жесте регулировщика,
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимновежливыми;
- ожидать автобус, троллейбус, такси разрешается лишь на посадочных
площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).
В практике нашей работы стало традицией участие
представителей ГИБДД, преподавателей и инструкторов автошколы в
семинарах, круглых столах, посвященных вопросам безопасного поведения на
дорогах, в транспорте, профилактики дорожно-транспортного травматизма.