I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее Положение определяет порядок подготовки и организацию проведения самообследования дошкольного образовательного учреждения Положение разработано в соответствии с требованиями : - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообразованию» - постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 1.2. Цели самообследования: - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности учреждения; - получение объективной информации о состоянии образовательной деятельности в учреждении. 1.3. Самообследование проводится дошкольным образовательным учреждением ежегодно. 1.4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: - планирование и подготовка работ по проведению самообследования дошкольного образовательного учреждения; - организация и проведение процедуры самообследования; - обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета - рассмотрение отчета органом управления дошкольного образовательного учреждения, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 1.5. Сроки, форма проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются дошкольным учреждением. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА РАБОТ ПО САМООБСЛЕДОВАНИЮ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Самообследование проводится по решению педагогического совета дошкольного образовательного учреждения . 2.2. Руководитель дошкольного образовательного учреждения издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии). 2.3. Председателем Комиссии является руководитель дошкольного образовательного учреждения, заместителем председателя Комиссии 1 является старший воспитатель. 2.4. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются: - представители совета родителей (законных представителей) воспитанников и родительской общественности; - члены представительных органов работников дошкольной образовательной организации; - при необходимости представители иных органов и организаций. 2.5. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором: - рассматривается и утверждается план проведения самообследования; - за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы дошкольного образовательного учреждения, подлежащие изучению в процессе самообследования; - уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования; - председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени, предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для подготовки к проведению самообследования, о контактных лицах; - определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования. 2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет: - порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения в ходе самообследования; - ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования; - ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования дошкольной образовательной организации в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию. 2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения самообследования в обязательном порядке включается: 2 2.7.1. Проведение оценки: - образовательной деятельности, - системы управления дошкольного образовательного учреждения, - содержания и качества подготовки воспитанников, - организации учебного процесса, - качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, - функционирования внутренней системы оценки качества образования; - медицинского обеспечения дошкольной образовательной организации, системы охраны здоровья воспитанников; - организации питания; 2.7.2. Анализ показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 2.7.3. Иные вопросы по решению педагогического совета, председателя Комиссии, вышестоящих органов управления. 3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМООБСЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 3.1. Организация самообследования в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии. 3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов. 3.3. При проведении оценки образовательной деятельности: 3.3.1. Даётся общая характеристика дошкольной образовательной организации: - полное наименование в соответствии с Уставом, адрес, режим работы; - мощность дошкольной образовательной организации: плановая/фактическая; - комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; порядок приёма и отчисления воспитанников, комплектования групп (книга движения воспитанников); 3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов: - лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов); 3 - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; - устав дошкольной образовательной организации. 3.3.3. Представляется информация о документации дошкольной образовательной организации: - наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативноправовых актов, регламентирующих работу дошкольных образовательных организаций; - договоры дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями); - личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников, учёта будущих воспитанников дошкольной образовательной организации (уведомления); - Программа развития ДОУ; - образовательные программы; - учебный план; - годовой календарный учебный график; - годовой план работы ДОУ; - расписание занятий, режим дня; - отчёты дошкольной образовательной организации, справки по проверкам, публичный доклад руководителя образовательного учреждения; - акты готовности ДОУ к новому учебному году; - номенклатура дел ДОУ; - журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля; - документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным требованиям; 3.3.4. Представляется информация о документации ДОУ, касающейся трудовых отношений: - книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним, трудовые книжки работников, личные дела работников; - приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу; - трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам; - коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору); - правила внутреннего трудового распорядка; 4 - штатное расписание ДОУ (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом); - должностные инструкции работников; - журналы проведения инструктажа. 3.4. При проведении оценки системы управления дошкольной образовательной организации 3.4.1. Даётся характеристика и оценка следующих вопросов: - характеристика сложившейся в ДОУ системы управления; - перечень структурных подразделений, оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством об образовании компетенциям, а также уставным целям, задачам, и функциям ДОУ; - органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система ДОУ; - распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе; - режим управления дошкольной образовательной организации (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т.п.); - содержание протоколов органов самоуправления ДОУ, административногрупповых совещаний при заведующем; - каковы основные формы координации деятельности аппарата управления ДОУ; - планирование и анализ воспитательно-образовательной работы; - состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, рабочих программ педагогов (планов воспитательно-образовательной работы), рекомендации и их реализация; - каковы приоритеты развития системы управления дошкольной образовательной организации; - полнота и качество приказов руководителя по основной деятельности, по личному составу; - порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых). 3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы управления, а именно: - как организована система контроля со стороны руководства ДОУ насколько она эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений; - использование современных информационно - коммуникативных технологий в управлении дошкольной образовательной организации; 5 - оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества образования. 3.4.3. Даётся оценка обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской, психологической и социальных служб дошкольной образовательной организации; 3.4.4. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации: - организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования; - наличие, качество и реализация планов работы родительского комитета; общих и групповых родительских собраний, консультативного центра для родителей; - обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов; - содержание и организация работы сайта дошкольной образовательной организации. 3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной базы; количество льготников (из регионального/муниципального бюджетов); соблюдение законодательных норм). 3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников: 3.5.1. Анализируются и оцениваются: - Программа развития дошкольной образовательной организации; - образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ; - рабочие программы по дополнительному образованию, их соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - механизмы определения списка методических пособий, материалов в соответствии с ФГОС, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе; 3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе: - даётся характеристика системы воспитательной работы ДОУ (является ли 6 воспитательная работа системой, а не формальным набором внеурочных мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данного дошкольного образовательного учреждения, форм воспитательной работы); - мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые ДОУ совместно с учреждениями культуры; - создание развивающей среды в дошкольной образовательной организации: наличие игровых центров и центров природы в соответствии с требованиями программы воспитания; - обеспеченность игрушками, дидактическим материалом; - наличие специализированно оборудованных помещений (спортивный, музыкальный зал), соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала, спортивной площадки, групповых участков: физкультурной площадки, клумбы; зелёных насаждений; состояние групповых площадок, игрового оборудования; - результативность системы воспитательной работы; 3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе: - программы дополнительного образования; - наличие необходимых условий, материально-технического, программно методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования; - направленность реализуемых программ дополнительного образования детей; - охват воспитанников дополнительным образованием; - анализ эффективности реализации программ дополнительного образования; 3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности дошкольной образовательной организации, в том числе: - изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении, указать источник знаний о них; - анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц; - анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных 7 отношений, периодичность использования таких методов; - применение для получения обратной связи таких форм как интервьюирование, «горячая линия», анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д.; - меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер; 3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе: - число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются воспитанники); - указываются формы проведения промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников; - соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС; - достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем; - достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; - результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников. 3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются: - учебный план учреждения, его структура, характеристика; механизмы составления учебного плана; выполнение; - анализ нагрузки воспитанников; - годовой календарный учебный график учреждения; - расписание занятий; - анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности; - соблюдение принципа преемственности обучения (необходимо обратить внимание, не превышает ли численность воспитанников лицензионный норматив), сведения о наполняемости групп; - организация обучения по программам специального (коррекционного) обучения; - деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов воспитанников; - создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей 8 воспитанников. 3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается: - профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации; - количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих государственные и отраслевые награды; - доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе; - доля педагогических работников, имеющих базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам; - возрастной состав; - творческие достижения педагогов; - система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства; - укомплектованность ДОУ кадрами; - потребность в кадрах ; - порядок установления заработной платы работников дошкольной образовательной организации, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда; - состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках. 3.8. При проведении оценки качества учебно - методического обеспечения анализируется и оценивается: - система методической работы ДОУ (даётся её характеристика); - оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед ДОУ, в том числе в образовательной программе; - вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством ДОУ, педагогическим советом, в других структурных подразделениях; - формы организации методической работы; 9 - влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников; - работа по обобщению и распространению передового опыта; - наличие в дошкольном образовательном учреждении публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно); - оценка состояния в дошкольном образовательном учреждении документации, регламентирующей методическую работу, и качества методической работы, пути ее совершенствования; - использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и методик в учебный процесс); 3.9. При проведении оценки качества информационного обеспечения анализируется и оценивается: - обеспеченность учебной, учебно - методической и художественной литературой; - объем фонда методической, художественной литературы, пополнение и обновление фонда; - обеспечено ли дошкольное образовательное учреждение современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.); - рациональность использования книжного фонда; - востребованность информационной базы; - наличие сайта дошкольного образовательного учреждения (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум; - обеспечение открытости и доступности информации о деятельности дошкольногообразовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.); 3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается: 3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе: - уровень социально-психологической комфортности образовательной среды; - соответствие лицензионному нормативу по площади на одного воспитанника; - площади, используемые для образовательного процесса (даётся их характеристика); - сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной 10 деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь; - сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д; - сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой. - данные о поведении ремонтных работ в ДОУ(сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств); - сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса; - меры по обеспечению развития материально-технической базы; - мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов. 3.10.2.Соблюдение мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе: - наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями; - акты о состоянии пожарной безопасности; - проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности. 3.10.3. Состояние территории дошкольного образовательного учреждения, в том числе: - состояние ограждения и освещение участка; - наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к дошкольному образовательному учреждению; - оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника. 3.11. При оценке качества медицинского обеспечения дошкольной образовательной организации, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается: - медицинское обслуживание, условия для лечебно - оздоровительной работы (наличие лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и сотрудников); - наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН; - регулярность прохождения сотрудниками ДОУ медицинских осмотров; - выполнение норматива наполняемости; - анализ заболеваемости воспитанников; - сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников; - выполнение предписаний надзорных органов; - соблюдение санитарно - гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.); 11 - защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (какими нормативными и методическими документами руководствуется дошкольная образовательная организация в работе по данному направлению); - сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм представленных в нём занятий, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников; - соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования; - использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности (показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья); - система работы по воспитанию здорового образа жизни; - динамика распределения воспитанников по группам здоровья; - понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию); - объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые), какова их площадь, использование в соответствии с расписанием; - состояние службы психолого - педагогического сопровождения в ДОУ; - состояние психологической службы (цель и методы ее работы, результативность); - мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у воспитанников. 3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается: - работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи; - договоры с торгующими организациями о порядке доставки продуктов питания, реквизиты правомочных документов; - качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб (48 часовое); объём порций; использование йодированной соли; соблюдение питьевого режима; - наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания; 12 - создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке; - выполнение предписаний надзорных органов. 3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования: 3.13.1. Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 3.13.2. Анализируется и оценивается: - наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования; - наличие ответственного лица – представителя руководства ДОУ ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о назначении, регламент его работы – положение, порядок); - план работы дошкольной образовательной организации по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение; - информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении; - проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования; - проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования. 3.14. Анализ показателей деятельности дошкольной образовательной организации, иподлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4.ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА 4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся 13 лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования дошкольной образовательной организации, не позднее чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования. 4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования дошкольной образовательной организации, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию. 4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования. 4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта. 4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчёта направляется на рассмотрение органа управления ДОУ, к компетенции которого относится решение данного вопроса и опубликовывается в сети Интернет. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5.1. Педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства. 5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является руководитель ДОУ и уполномоченное им лицо. 14