1 Пояснительная записка Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий. Учебный план МКДОУ д/с «Ласточка»», реализующего основную образовательную программу дошкольного образования разработан в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (ред. От 14.09.2022) Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) (далее - ФГОС ДО). Федеральной Образовательной Программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам 2 дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Уставом МКДОУ д/с «Ласточка»; Учебный план регулирует объем образовательной нагрузки, определяет содержание и организацию образовательного процесса в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В ДОУ функционирует 6 групп: 2 вторые младшие группы от 3 - 4 лет; 2 средние группы от 4 - 5 лет; 2 старшие группы от 5 - 6 лет; 3 Максимально допустимый объем недельной нагрузки для детей дошкольного возраста составляет: для детей четвертого года жизни - 2 часа 45 минут; для детей пятого года жизни - 4 часа; для детей шестого года жизни - 6 часов 15 минут; Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет: для детей 4-го года жизни - не более 15 минут; для детей 5-го года жизни - не более 20 минут; для детей 6-го года жизни - не более 25 минут; Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей они сочетаются с занятиями по физическому развитию и музыкальной деятельности. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Длительность занятия по физическому развитию зависит от возраста детей. Один раз в неделю занятие по физическому развитию проводится на открытом воздухе при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у них спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплый период, при благоприятных метеорологических условиях, занятия по физическому развитию организовываются на открытом воздухе и проводятся с учетом здоровья детей. 4 В середине времени, отведенного на занятие, проводится физкультурная минутка. Перерывы между периодами занятий составляют - не менее 10 минут. Задачи образовательных областей основной образовательной программы реализуются также в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов ежедневно в различных видах детской деятельности. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивно-музыкальные праздники и развлечения и др. Основная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы МКДОУ д/с «Ласточка», разработанной на основе Федеральной образовательной программы. Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности 5 со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; 6 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации 7 движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Региональный компонент Основной целью работы является развитие духовно - нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. Принципы работы: Системность и непрерывность. Личностно - ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых. 8 Свобода индивидуального личностного развития. - Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка. - Принцип регионализации (учет специфики региона). В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно - прикладным искусством, традициями и обычаями народов Дагестана и др. Методическое обеспечение: Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан. Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование общей культуры ребенка, всестороннее 9 развитие его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности с учетом социальных, климато - географических условий и национальных особенностей Дагестана. Особое внимание в программе уделяется формированию национальной идентичности, воспитанию уважения к традиционным ценностям народов Дагестана, чувства патриотизма у дошкольников и приобщению их к основным компонентам народной культуры (фольклор, музыка, декоративно - прикладное искусство, труд). Задачи программы: - укрепление здоровья ребенка путем формирования двигательной активности с использованием национальных средств физического воспитания; - развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации – индивидуализации с учетом этнокультурных особенностей, возможностей и способностей ребенка; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию, развитие умственных способностей и речи ребенка; - вхождение ребенка в социокультурный мир, взаимодействие дошкольников с изобразительным искусством, музыкой. игрой, художественной литературой, фольклором и родным языком, природой родного края. Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан, построенная на идеях народной педагогик и раскрывает один из путей социально - личностного развития детей дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов Дагестана. Приобщение к народной культуре предполагает развитие информационно - интеллектуальной 10 компетентности, этнокультурную социализацию детей дошкольного возраста. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовывается непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. В представленном учебном плане в соответствии с режимом дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям в ходе режимных моментов или самостоятельной деятельностью детей. для детей 3 - 4 и 4 - 5 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10 15 минут; для детей 5 - 6 лет - 15 - 20 минут; для детей 6 - 7 лет - 20 - 25 минут. Учебный день делится на 3 блока: 1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя: 11 - совместную деятельность воспитателя и детей; - свободную самостоятельную деятельность детей. 2) непосредственно образовательная деятельность - организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий, утверждённой заведующей ) 3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя: - индивидуальную работу; - чтение художественной литературы; - совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий) - самостоятельную деятельность ребенка. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально - художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно, в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. 12 Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно - развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей 3 - 4 часа в день для всех возрастных групп. В соответствии с СанПиН в дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста. В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. 13 Организованная образовательная деятельность Вид непосредственной образовательной деятельности Вторая Средняя Старшая младшая группа 4 - 5 л. группа 5 - 6 л. группа 3 - 4 г. нед. 2 год 72 нед. 2 год 72 нед. 2 год 72 Физическая культура на воздухе 1 36 1 36 1 36 Ознакомление с окружающим миром 1 36 1 36 1 36 ФЭМП ( 2 мл. гр - сенсорика) 1 36 1 36 1 36 Развитие речи 1 36 1 36 2 72 Рисование Лепка Аппликация Музыка Итого в неделю 1 0,5 0,5 2 10 36 18 18 72 1 0,5 0,5 2 10 36 18 18 72 2 0,5 0,5 2 12 72 18 18 72 Физическая культура в помещении 14 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Чтение художественной литературы Конструктивно модельная деятельность Игровая ежедневно 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Общение ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 15 Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная (совместная) игровая деятельность Познавательноисследовательская ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная (совместная) деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 16 Оздоровительная работа Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 17