РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА» с. ЭНДИРЕЙ. . 368040, РД, Хасавюртовский район , с. Эндирей Тел. 8(999)3110851 E-mail: sadik.lastochka@mail.ru Отчет о результатах самообследования МКДОУ детский сад «Ласточка» за 2023-2024 учебный год Самообследование муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ласточка» (далее - ДОУ) составлено в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» и включает аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности ДОУ. Анализ показателей деятельности проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации». Целью проведения самообследования ДОУ являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности ДОУ. В процессе самообследования были проведены оценка образовательной деятельности, системы управления ДОУ, содержания и качества подготовки воспитанников, организация воспитательно-образовательного процесса, анализ движения воспитанников, качества кадрового, учебно-методического обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, анализ показателей деятельности ДОУ. I.Аналитическая часть 1.1. Общие сведения об образовательной организации. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка», краткое наименование МКДОУ детский сад «Ласточка» функционирует с 2015 года. Организационно-правовая форма – муниципальное казенное учреждение. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, самостоятельный баланс, печать с полным наименованием и указанием места нахождения учреждения. Юридический адрес учреждения: 368040, с. Эндирей, ул. Тотурбиева № 3 Фактический адрес учреждения: 368040, с. Эндирей, ул. Тотурбиева № 3 Адрес электронной почты: sadik.lastochka@mail.ru Режим функционирования: 12 часов, 5 дней в неделю. Учредителем является МКУ «Управление образования» МО «Хасавюртовский район» . Юридический адрес учредителя: 368009, РФ, РД, г. Хасавюрт, Спортивный переулок, № 1. Адрес электронной почты: xas.ruo@mail.ru[ Вывод: ДОУ функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. 1.2. Система управления ДОУ Управление учреждением осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании Устава на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Учреждения является Руководитель ДОУ (директор). В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Общее собрание работников Учреждения, Педагогический совет, Управляющий совет. Образовательная организация является некоммерческой организацией, созданной МКУ «Управление образования» МО «Хасавюртовский район» для оказания услуг в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществления физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития дошкольников. Образовательная организация в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, Указами и распоряжениями Правительства Республики Дагестан, нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Дагестан, нормативными правовыми актами, Уставом ДОУ. Функционирование детского сада регламентируется нормативно - правовыми документами: Уставом ДОУ, утвержденным Учредителем 27.03.2024 г № 150, Лицензией на право ведения образовательной деятельности (регистрационныйномер ЛО3501227-05/00184146 от 07.12. 2020г.). В ДОУ соблюдаются исполнительская и финансовая дисциплина, правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Общее санитарно-гигиеническое состояние соответствует требованиям СанПин. Соблюдаются социальные гарантии участников образовательного процесса: созданы условия для организации питания, согласно графика проводятся медицинские осмотры, вовремя выплачивается заработная плата, используются формы стимулирования труда сотрудников. Деятельность ДОУ регламентирует система договорных отношений: - трудовой договор работника с руководителем ДОУ; - коллективный договор; - договор с родителями. В ДОУ разработаны локальные акты, дополняющие Устав учреждения: - Правила внутреннего трудового распорядка, - ФОП МКДОУ детский сад «Ласточка»; -Рабочая программа воспитания; - Годовой план Учреждения; - Программа развития учреждения; - Учебный план; - Годовой календарный учебный график; - Штатное расписание Учреждения; -Должностные инструкции, определяющие обязанности работников Учреждения; - Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в Учреждении; - Положение об Общем собрании работников Учреждения; - Положение о педагогическом совете; - Положение об Управляющем комитете; - Положение о стимулировании работников; - Положение о порядке комплектования ДОО детьми, Вывод: Оптимальное управление коллективом направлено на мобилизацию усилий коллектива в реализации инноваций, разработку системы мониторинга профессиональной деятельности педагогов, активизацию общественногосударственного управления. 1.3. Организация учебного процесса В ДОУ созданы условия для приема детей в возрасте от 3-х лет до прекращения образовательных отношений. При приеме ребенка заключается Договор между ДОУ и родителями (законными представителями), подписание, которого является обязательным для обеих сторон. Прием детей осуществляется на основании направления, медицинского заключения, заявления родителя и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Общее количество групп – 6. Из них: 2 группы 3-4 лет, 2 группы 4-5 лет, 2 группы 5-7 лет. Все группы общеразвивающей направленности. Количество детей в детском саду- 184, средняя наполняемость групп 32 детей. Режим пребывания детей в детском саду разработан с учетом возрастных особенностей детей, сезонных условий (теплое и холодное время года), наличия педагогов, подходов к обучению и воспитанию дошкольников, подходов к организации всех видов детской деятельности, социального заказа родителей. Образовательный процесс осуществляется на родном и на русском языке. Группы сформированы по одновозрастному принципу. Количество Возрастная Направленность категория групп Групп Детей От 3 до 4 лет общеразвивающая 2 58 От 4 до 5 лет общеразвивающая 2 64 От 5 до 7 лет общеразвивающая 2 62 Всего воспитанников на конец 2023-2024г 184 Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности педагогов и детей, взаимодействия с родителями воспитанников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является непосредственная образовательная деятельность. Образовательный процесс реализуется в соответствующих дошкольному возрасту формах работы с детьми. В ДОУ созданы организационно-методические условия для решения задач по охране жизни и укреплению здоровья детей; обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщения к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Расписание непосредственно образовательной деятельности в группах разрабатывается с учетом требований ФГОС ДО и СанПина. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ сочетается с игровой деятельностью. Знания, опыт, приобретенные на занятиях, используются детьми в самостоятельной, изобразительной, театрализованной деятельности и творческих играх. При организации образовательного процесса особое внимание уделяется формированию развивающей предметно-пространственной среды. Она организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Вывод: образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии сосновными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, государственной политикой в сфере образования, ФГОС ДО, федеральной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Ласточка»». 1.4. Содержание и качество подготовки воспитанников В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности. Образовательная часть программы построена с учетом инновационной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной коллективом авторов под руководством Е. Вераксы и региональной программой. В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагогический коллектив основными целями своей работы считает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение становления личности ребенка и раскрытие его индивидуальности, создание условий для физического, познавательного, речевого, социальнокоммуникативного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, обеспечение готовности к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы ДОУ решались следующие задачи: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни. обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей. - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. - создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам. - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса. - творческая организация воспитательно-образовательного процесса. - единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросу воспитания, обучения и развития детей. Содержание образовательной программы реализуется в процессе: - организованной образовательной деятельности; - образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; - самостоятельной детской деятельности; - взаимодействия с семьями воспитанников. - Результатами освоения образовательной программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Качество подготовки воспитанников отслеживается в соответствии требованиями к освоению ребенком образовательных областей. При проведении мониторинга качества освоения детьми образовательных областей используем инструментарий программы «От рождения до школы». На основе диагностики детей по всем разделам программы мы получаем информацию о достижениях и продвижениях детей. По результатам мониторинга освоения общеобразовательной программы дошкольного образования выполнение составляет 95 %. Анализ результатов показал, что уровень овладения детьми необходимыми знаниями, навыками и умениями по всем образовательным областям, а также, уровень развития интегративных качеств воспитанников соответствует возрасту. Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций и обогащению предметно-развивающей среды. Вывод: образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с федеральной образовательной программой МКДОУ «Детский сад «Ласточка»», годовым планированием и учебным планом непосредственно образовательной деятельности. Целесообразное использование передовых педагогических технологий (здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные) позволило повысить на более высокий уровень качество образовательной работы ДОУ. 1.5. Качество кадрового состава В ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников. Имеется план повышения квалификации и аттестации педагогов. Педагоги активно участвуют в районных методических объединениях, семинарах, профессиональных конкурсах разного уровня. Общее количество сотрудников ДОУ составляет 49 человек. Из них: директор - 1, заместитель директора - 2, воспитателей - 12, музыкальные руководители - 2; инструктор по физической культуре - 1, учитель-логопед - 1; педагог-психолог – 1 иной обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал. Количество Из них Количество педагогов, имеющих педагогическ внешние Соответств Высшую Первую их совместите квалификационн квалификационн ие работников ли ую категорию ую категорию занимаемо й должности 19 0 0 0 19 Образование Высшее Среднее специальное Количество педагогов 11 8 % от общего количества педагогов 58 % 42 % Возрастная характеристика педагогического состава № п/п 1 2 3 Возраст Количество Процент 20-30 лет 30-40 лет 40-50 лет 2 14 3 10 % 74% 16 % Вывод: Анализ деятельности педагогического состава ДОУ позволяет сделать выводы о том, что достаточный профессиональный уровень педагогов позволяет решать задачи воспитания и развития каждого ребенка. 1.6. Материально-техническое обеспечение Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Образовательная деятельность ведется в типовом здании на праве оперативного управления. Здание двухэтажное. Общая площадь основного здания 2154,8 кв.м. Используется для образовательных целей. Территория детского сада облагорожена (общая площадь – 14000 кв.м.), дорожки асфальтированы, игровые площадки покрыты мягким покрытием. На территории имеются участки для 6 групп, цветники. Имеется Акт проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к 2023-2024 учебному году. Существующие в ДОУ помещения позволяют обеспечить продуктивную и результативную деятельность детей и работников учреждения: - групповые помещения – 6; - музыкальный зал - 1; - физкультурный зал - 1; - кабинет педагога-психолога – 1; - методический кабинет - 1; - административные кабинеты - 1; - медицинский блок (процедурный кабинет, 1 изолятора, санузел); - пищеблок для полного цикла приготовления пищи; - прачечная - 1; ДОУ оснащено техническими средствами: компьютеры (2), музыкальный центр (1), телевизоры (8), принтеры (2). В методическом кабинете имеется необходимая методическая литература, учебно-наглядные пособия для обеспечения воспитательно-образовательного процесса, ежегодно оформляется подписка на периодические издания. В группах созданы оптимальные условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. При оформлении групповых комнат воспитатели исходят из требований безопасности для здоровья детей используемого материала, а также характера воспитательно-образовательной модели, которая лежит в основе планирования и оборудования группы. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Для организации двигательной активности созданы Центры физического развития с необходимым набором оборудования. Вместе с тем, следует отметить, что необходимо продолжать работу по улучшению материально-технического обеспечения учреждения в новом учебном году. Вывод: Материально-техническая база ДОУ находится в удовлетворительном состоянии. Для повышения качества предоставляемых услуг необходимо пополнить группы и помещения ДОУ необходимым игровым и техническим оборудованием. 1.7. Функционирование внутренней системы оценки качества образования Систему качества дошкольного образования мы рассматриваем как систему контроля внутри ДОУ, которая включает в себя интегративные составляющие: • Качество научно-методической работы; • Качество воспитательно-образовательного процесса; • Качество работы с родителями; • Качество работы с педагогическими кадрами; • Качество РППС. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности применяем педагогический мониторинг, который даёт качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития детского сада, правильно ставить цели на будущее. Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения. В ДОУ разработано Положение о внутреннем должностном контроле деятельности и Положение о внутреннем мониторинге качества образования. Цель контроля: оптимизация и координация работы всех специалистов ДОУ для обеспечения качества образовательного процесса. Внутренний контроль осуществляют директор, заместитель директора, медицинская сестра, а также педагоги, работающие на самоконтроле. Порядок внутреннего контроля определяется Уставом ДОУ, Положением о внутреннем контроле, годовым планом ДОУ должностными инструкциями и распоряжениями руководства. Контроль в ДОУ проводится по плану, утвержденному директором на начало учебного года, и представляет собой следующие виды: оперативный контроль; тематический /2 раза в год (к педсоветам); взаимоконтроль; итоговый; мониторинг Результаты контроля выносятся на обсуждение на педагогические советы, совещания при заведующем. Вывод: В учреждении выстроена четкая система методического контроля и анализа результативности воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития дошкольника и функционирования ДОУ в целом. 1.8. Организация работы с родителями Для высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников. Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей, педагогический коллектив ставит – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги коллектива используют разнообразные современные формы работы с родителями: 1. Информационно – аналитические: - создан сайт дошкольного учреждения, где размещена информация об учреждении, отчеты о проделанной работе, новости, нормативные документы, - создан канал «Телеграмм» - создана страничка в социальной сети «VK» 2. Наглядно-информационные: - в коридоре расположены информационные стенды, из которых родители могут узнать: информацию о педагогическом составе, информацию об основных направлениях воспитательно-образовательной деятельности детского сада. Информационные стенды имеются и в каждой возрастной группе. Родители получают информацию следующего характера: режим дня данной возрастной группы, сетка НОД детей, программное обеспечение. В них отражаются важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, продукты детского творчества, папки-раскладушки с консультациями и памятками, фото-вернисажи и т.д. 3. Познавательные: - проводятся родительские гостиные, на которых педагоги знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. - родительские собрания, которые стали проводить в форме дискуссий, круглых столов, посиделок. Педагоги используют видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями. 4. Досуговые: - проводятся совместные праздники, развлечения, досуги, такие как «Золотая осень», «День Матери», «Новый год!», «Бравые солдаты» (праздник, посвященный Дню защитника Отечества), « 8 марта Международный женский день», «Новруз-Байрам», «12 апреля День космонавтики» «День Победы» и др. В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольной организации. В ДОУ функционирует консультативный пункт для родителей, чьи дети не посещают детский сад. Родители имеют возможность знакомиться с деятельностью ДОО, получить педагогическую консультацию воспитателей и узких специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре). В ДОУ функционирует и медико-педагогический консилиум, целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного, медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в речевом развитии. 1.9. Сотрудничество с внешними организациями. ДОУ является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования. Взаимодействие ДОУ с социумом в 2023-2024 учебном году осуществлялось по следующим направлениям: Учреждение МКУ«Управление образования»МО «Хасавюртовский район» . ГБОУ ДПО институт образования» Мероприятия и направления работы Участие в семинарах, смотрах-конкурсах. Выполнение планов работы «Дагестанский Курсы повышения квалификации, участие в развития работе круглых столов, семинаров Вывод: анализ показателей деятельности ДОУ за 2023-2024 учебный год свидетельствует о том, что ДОУ имеет стабильный уровень функционирования: -приведена в соответствии нормативно-правовая база; -наблюдаются положительные результаты освоения детьми образовательной программы; - сложился сплоченный творческий коллектив; - повысилась заинтересованность родителей деятельностью ДОУ; - повысился уровень материально-технической базы ДОУ.